Начало христианской жизни

Жизнь по добру.

Когда мы встречаемся с христианством, то перед нами появляется огромная гора знаний, и мы, как маленькие букашки, стоим перед этой горой. Это целый новый мир: мир новых понятий, богатейшего духовного опыта, новой практики, нового ощущения, новых слов и нового мышления. И бывает трудно понять, что же здесь самое главное? В этом новом мире есть и молитвы, и правила, и поучительные рассказы, и святые, и истории…

Какой же смысл всего этого и к чему все это? Что же самое главное?

Перед каждым человеком, каждый день, каждый час стоят вопросы, на которые нужно найти ответ и принять верное решение. Нужно ответить на вопросы: «Как мне поступить», «Каким мне быть» и «К чему стремиться в жизни»?

Когда человек живет среди своих, то многие из этих вопросов решаются сами собой. Мы поступаем так, как нас учили родители, семья и общество. Когда же мы попадаем в другую среду, где думают и поступают по-другому, где другое мировоззрение, где другая культура, и нашей старой мерки нет, то на эти вопросы очень важно ответить. На кого же нам равняться в новых обстоятельствах? Все поступают так, а как мне поступить и почему? Но, даже если человек живет среди «своих» и живет по их советам и правилам, то все равно у думающего человека рано или поздно появляются вопросы о смысле жизни.

Добро и зло.

Для успешной, плодотворной и правильной жизни очень важно знать и понимать — что добро, а что зло. Многие люди пытались  разобраться в этих духовно-нравственных категориях, но никто так ясно, так глубоко и так истинно не определил что добро, а что зло, как Христианство.

Так что же добро и что зло?

Итак: Добро созидает, зло разрушает. Добро любит, зло ненавидит. Добро помогает, зло топит. Добро побеждает добром, зло силой. Добро радостно, зло хмурится. Добро красиво, зло уродливо. Добро мирно, зло враждебно. Добро спокойно, зло раздражается. Добро миролюбиво, зло задирается. Добро прощает, зло злопамятно. Добро свято, зло гнусно. Отсюда становится ясно, что действительно в мире есть созидательная сила — добро, и разрушительная сила — зло. Добро порождает добро, а зло разрушает все, и, в конце концов, и само себя. И это есть жизненный факт и истина, в которых каждый человек может сам убедиться. Нужно только наблюдать за людьми, животными и вообще за всем миром, чтобы это увидеть.

Христианская вера ставит как одну из основ своего учения жизнь по добру и по христианской любви. На этом фундаменте нужно выстраивать все свои дела, все свои слова и все свои мысли. Для всего этого нужно знать — что добро, а что зло, — и уметь их различать.

До христианства, 2000 лет тому назад, люди были на редкость жестокими, существовало рабство и ужасная нравственная распущенность; мир лежал в темноте.

Христианство все это изменило, и христианские ценности стали постепенно общечеловеческими ценностями. Как поступать? На вопрос «Как мне поступить»: поздороваться или нет, улыбнуться или нет, как разговаривать, как писать, как работать, что говорить? На все эти вопросы можно ответить по-разному. Скажем, разговаривать можно свысока, можно подсмеиваться, а можно говорить и неприятности.

Итак, на каждый жизненный случай можно поступать по-разному.

Христианство дает нам ответ, что всегда нужно исходить из христианской любви и доброжелательства к человеку. Это должно быть основой нашего поведения и нашего мировоззрения. Чтобы мы ни делали в жизни, какая бы не была у нас профессия, во всех наших поступках нужно придерживаться любви и добра.

Любовь и добро есть ключ ко всей жизни, ко всему миру.

Добрые отношения дают добрые, положительные результаты. В Церкви нас этому учат при помощи молитв, поучительных рассказов, описания жизни святых, постов, исповеди, и так далее. Вся эта методика для того, чтобы научить человека жить по добру и быть в добрых отношениях и христианской любви со всеми и изменить его к лучшему. Этому нас учит любящий нас, наш Отец, Господь Бог.

Каким мне быть и почему?

Вместе с учением о наших поступках связан вопрос: «Каким мне быть и почему»? Быть скромным или ничего не стесняться, быть открытым или быть подозрительным? Быть настойчивым, грубым или мягким? На все эти вопросы христианство тоже дает ответы. Человек по своему строению должен быть добрым и любвеобильным ко всем. К людям, животным и природе. Если человек добрый, то ему легко и даже естественно поступать по добру и любви. Почему нужно поступать по любви и по добру? Потому что все хорошее, положительное все исходит из добрых слов и добрых дел. Когда мы живем по добру, то результат наших дел тоже будет добрый и положительный. А это и есть воля Господа Бога.

К чему стремиться в жизни? Этот вопрос уже более широкий. Стремиться ли к богатству, или к славе, или к учености? Какая должна быть наша идеология, наше мировоззрение? Христианство дает нам ответ и на эти вопросы. Чтобы мы не делали, какая бы не была наша работа или профессия, самое основное — это жить, поступать и думать по добру и христианской любви. Это воля нашего Отца, Господа Бога.

Не следует забывать, что всякое полезное действие может принести вред, если мы им злоупотребляем или неправильно применяем. Например, когда мы переедаем, слишком много работаем или занимаемся и т. п.

Поэтому и к христианству нужно подходить благоразумно и с рассуждением. Без хорошего руководства и без живого примера легко запутаться и сойти с правильного пути. Можно даже увлечься внешними проявлениями христианского служения и уйти в фанатизм, эмоциональность или ритуальность. Это произошло со многими так называемыми «христианскими» группами. Поэтому, нужно помнить, что самое главное – это вера и любовь к Богу, который есть источник любви и добра. Это выражается в нашей жизни по Его учению, то есть в доброжелательном и добром отношении и христианской любви к каждому человеку.

Начало пути.

Сразу возникает вопрос: с чего начинать человеку свою жизнь в Церкви, как заложить правильное основание для нее?

Очень часто пришедший, а вернее «зашедший» в храм человек, следует путем каких-то сугубо внешних действий. Он ставит свечи перед иконами святых, о которых знает с чьих-либо слов лишь то, что они «помогают» в тех или иных жизненных обстоятельствах. Пишет записки – на проскомидию, молебен, панихиду, еще совершенно не понимая, что конкретно значат эти слова, не понимая разницы между той же литургией и молебном. Порою остается на несколько минут в храме и иногда умиляется благозвучию церковных песнопений, а иногда досадует на долгое непонятное чтение (например, на шестопсалмии или кафизмах). И потом уходит, унося с собой представление о храме, как о месте каких-то «ритуальных» действий, которые могут иметь положительное влияние на его повседневную жизнь. А вопрос: «Зачем нужна Церковь?» остается, по большому счету, для него открытым.

Очень важно в этом отношении не быть «безразличным потребителем», поверхностным, не проникающим в суть явления, не пытающимся его понять. Необходимо постараться ответить себе: «Что же это такое – православный храм, что приводит меня сюда, почему я надеюсь получить (и действительно получаю) здесь помощь и укрепление?». И единственный возможный и правильный ответ таков: «Церковь – единственное Богом уготованное прибежище на земле для тех, кто ищет Его, ищет вечного спасения, хочет быть не сам по себе, а вместе со своим Создателем и Отцом.Только Церковь оставил Господь на земле как Свой дом, Свое таинственное, но такое доступное для нас обиталище. И все дороги, не ведущие к храму, не нужны: они ведут в никуда».

После такого ответа человеку остается ясно осознать, насколько нуждается в Церкви лично он. У него должно возникнуть непреодолимое желание стать частицей, клеточкой Церкви, а для этого ему обязательно нужно понять, что в ней происходит.

Когда ребенок только рождается на свет, все кажется в открывшемся ему мире незнакомым, со всем он встречается, все узнает впервые. И в этом смысле человек, только пришедший в Церковь, похож, как мы уже говорили, на ребенка. Он видит в Церкви много нового, непонятного для себя. Это и убранство храма, и богослужение, и различные священнодействия, и слова песнопений и молитв, язык которых также еще лишь отчасти понятен ему. И со всем этим вступающий в церковный мир должен познакомиться, все это должно стать для него своим.

Тут, правда, возникает уже другой вопрос: как исполнить вышесказанное на практике? Ведь на деле человек, придя в храм, чаще всего оказывается предоставленным самому себе вместе со всеми своими недоумениями, сомнениями и колебаниями, о которых порой кроме него никто и не знает. Ожидать, что его сразу кто-то возьмет под свое покровительство, будет заботиться о нем, помогать ему на каждом шагу, разрешать все возникающие недоумения, к сожалению, невозможно. Однако очень много зависит здесь от него самого. Ведь, по слову евангельскому, находит лишь тот, кто ищет, и отворяют тому, кто стучит.

Каждый православный храм – это место особенного Божественного присутствия, место, где небо видимым образом приклоняется к земле, где мы реально встречаемся с Богом, Божией Матерью, Ангелами и святыми. Но все люди очень разные, каждый со своими личностными особенностями. Поэтому очень важно, чтобы человек выбрал для себя какой-то именно для него подходящий храм и в этот храм ходил уже постоянно. Можно заходить в разные храмы, в разных храмах молиться, особенно, когда это обусловлено обстоятельствами. Но один храм должен стать для верующего в полном смысле этого слова его домом, с ним он должен сродниться, внутренне прирасти к нему; это очень серьезный момент.

Не менее, а скорее всего, даже более необходимо для христианина найти священника, у которого бы он постоянно исповедовался, к которому обращался бы за разъяснением неясного, за ответами на возникающие у него вопросы. Можно сказать, что сегодня это удается далеко не всегда. Практика показывает, что именно в этом отношении у людей нередко возникают серьезные затруднения. И на самом деле: кому-то духовник дается сразу, для кого-то его поиск становится делом не одного месяца, а порой и года. Но зачастую причина этого опять-таки не в храме, не в священнике, а в самом человеке. Если он требует от священника духовного совершенства, святости, требует ничем еще не заслуженной любви к себе, то он может долго искать и не находить наставника, который бы этим требованиям полностью соответствовал. Если же запросы его гораздо скромнее, если он ищет всего лишь ответа на возникающие у него вопросы о духовной и о церковной жизни, ищет помощи на пути своего духовного становления, то найти священника, у которого бы он мог исповедоваться и руководством которого пользовался, ему будет гораздо проще.

Очень важным моментом в воцерковлении является постоянство, или, что то же, систематичность. Начинать нужно с малого: с того, чтобы бывать в храме не только тогда, когда появляется такое желание, но регулярно, каждую субботу и воскресенье, каждый большой праздник. Молиться, опять-таки, не только когда возникает внутренняя тяга к молитве, но и каждое утро, и каждый вечер. Пусть это будет еще достаточно короткое молитвенное правило, главное, чтобы оно исполнялось неизменно. То же с исповедью и причащением: приступать к этим Таинствам надобно не однажды в год, или когда на душе наболело либо беда случилась, а с определенной частотой, в зависимости от того, как благословляет священник, у которого христианин духовно окормляется. И все это не есть какие-то «формальные», «законнические» предписания. Нет, это единственно возможные (особенно на первых порах) меры пробуждения в нас глубоко спящего духа, меры его укрепления.

(117)